План экспедиция по Костромской — Архангельской — Вологодской областям 2013

Планам суждено сбываться.

В августе 2013 описываемый маршрут был преодолен.

Подробный отчет находится здесь

Тем не менее, план по-прежнему можно почитать.

Общий план маршрута

Ссылка: Все ключевые точки маршрута

Часть 1. Москва — Котлас.

Начинаем движение по трассе М7 Москва — Владимир, далее А113 Владимир — Суздаль — Иваново, далее Р80 и Р71 Иваново — Кинешма. Возможно миновать Владимир и Суздаль по объездным дорогам, а можно осмотреться, пока не больно чумазые.

Далее в Кинешме переезжаем через Волгу по мосту. Последний простой участок Кинешма — Островское.

От Островского до Галича можно добраться через Судиславль, а можно уже и съехать с дороги. У Яндекса проблемы со вставкой интерактивных карт, поэтому карты статические.

Карта

Отчасти нам это место знакомо по Чухломе 2012 (карту можно кликнуть для увеличения).

Полная Чухлома 2012 День 2. Карта

От Галича на юг пошел старый тракт. Разберем поподробнее.

Участок Островское — Тарабыкино — Хомутово — Ливенка — Климово — Студенец — Булдаки — Сырнево — Цигаево — Теплиново — Дубяны сомнений не вызывает. По спутнику — грейдер.

Карта

Дальше чуть сложнее. На спутнике дорога просматривается.

Карта

Так она идет до деревни Бартеневщина, далее на Бородино — грейдер, он на «Чухломской» карте отнесен в «зеленую» категорию. Можно двигаться по ней до Р100, там направо до Галича.

Второй вариант — прямо на север от Бартеневщины идет старый тракт, «красный» по Чухломской классификации. На самом  деле, здесь две дороги. Одна — обозначенная на Чухломской карте — слабо видна на спутнике, вторая идет несколько правее и на спутнике просматривается.

Карта

Генштаб знает обе.

Карта Генштаба

В какой-то момент, та что была видна лучше, становится едва заметной, вторую не видно.

Карта

Как минимум один раз реку Кистега пересечь придется. Яндекс знает две Кистеги. Одна еще в Ивановской области близь Кинешмы. Неширокая, брод найти можно. Но судя по всему, эта не наша.

Река Кистега

Вторая у Галича. Неглубокая. Похоже, что наша.

Река Кистега

Хотя есть и такая фотография. Смотрим на подпись.

Река Кистега

Настораживает «Галичский тракт», успокаивает «Кинешемское земство». Село Угольское находится между Кинешмой и Островским, как раз на тракте, но по современным картам эта река не Кистега. Думаю, что такую форсировать не придется. ГосГисЦентр говорит, что броды есть везде.

Карта ГосГисЦентр

В общем, до Головинского неразрешимых проблем быть не должно, а дальше через Макарово — Корнеево — Федурново дорога просматривается отлично. Возможно, красная категория Чухломской карты дана «с запасом» на осень и обусловлена словами А.Н.Островского, который был родом из-под Кинешмы и ездил в свою усадьбу по Галичскому тракту, правда, недалеко, не доезжая Островского. «От беспрерывных дождей дорога все хуже и хуже; теперь уж нет проезда ни в каком экипаже. Ездят в объезд, проселком и лесными дорогами, что возможно только в телеге в одну лошадь и то шагом»

Карта

Итак, любым способом добираемся до Галича. Затем через Чухлому по Р100 в Солигалич.

Можно ехать не по асфальту, а после Галичского озера свернуть на Лихарево — Вахнецы и идти по ней до Солигалича. Дорога на спутнике видна отлично, возможно, что асфальт.

Карта

Судя по всему, это продолжение тракта, который по прямой строго на север шел от Кинешмы в Солигалич.

Карта

От Москвы до Солигалича по асфальту 650 км. Если от Кинешмы до Галича ехать проселком, можно заночевать на старом Галичском тракте, если по асфальту — в районе Солигалича.

Из Солигалича движемся на северо-восток в направлении с. Высоково и реки Мерзкая))).

Карта

Дорога Куземино - Гремячий

Дальше на участке от Куземино до Гремячего дорога на народной карте теряется.

Карта

Хотя на спутнике просматривается хорошо.

Карта

Дело в том, что дорога выглядит вот так:

Дорога Куземино - Гремячий

Дорога Куземино - Гремячий

Дорога Куземино - Гремячий

Дорога Куземино - Гремячий

Далее в Игошево снова грейдер

Дорога Куземино - Гремячий

После Игошево возможно даже асфальт. Едем до с. Красное.

Карта

Там паромная переправа.

Паром Красное

Вот расписание. Правда, год неизвестен.

Паром Красное

После переправы едем на запад в село Биряково (Кульсеево) навестить родину предков.

Маршрут. Карта

Возвращаемся в Черепаниху. Далее до Тотьмы можно по Р7 либо вдоль р. Сухоны по проселку.

Карта

Однако народная карта говорит, что дорога есть не везде, хотя со спутника видно очень хорошо.

Карта

Настораживает только наличие/отсутствие моста перед самой Тотьмой.

Карта

Но вроде не глубоко.

Дальше по Сухонскому тракту через Великий Устюг до Котласа.

По дороге от Тотьмы на Великий Устюг есть очень интересное место — деревня Опоки. Там бьет артезианский фонтан. Окружающие пейзажи тоже очень необычны.

Опоки

Фонтан. Опоки

Общая протяженность участка ~ 1.100 км.

Часть 2. Котлас — Усть-Пинега.

Эта часть маршрута гораздо требует более серьезного подхода.

Сначала все просто.

Здесь паром через Вычегду. Движение интенсивное, ходить должен часто.

Паром Коряжма

Дальше движемся вдоль Вычегды до населенного пункта Яренск.

Дорога представляет из себя неплохой грейдер.

Дорога на Яренск

Не исключено нарваться на засаду.

Дорога на Яренск

Дорога на Яренск

Скорее всего, речь идет об объезде вот этого участка.

Дорога на Яренск

И тогда дорога будет вот такой.

Дорога на Яренск

или такой

Дорога на Яренск

Но потом опять все хорошо.

Дорога на Айкино

Однако, нужно быть крайне внимательным, чтобы не повторять чужих ошибок, ибо…

Если довериться навигаторам, то можно попасть в крайне неприятную ситуацию. Навигатор ведет через Яренск — Айкино — Микунь — Вежайка — Яренга

Карта

Карта

До Микуни по этой дороге проблем быть не должно. Но потом вот так…

Дорога на Усогорск

Год окончания строительства не разглядеть. Может кто-нибудь в начале июня поедет и разведает, но пока там случается такое.

Дорога на Усогорск

Дорога на Усогорск

Но есть описание «правильной» дороги, придется вспомнить все навыки ориентирования по легенде.

Сегодня узнал точную дорогу от Айкино- на Усогорск в рес . Коми. Человечек написал мне, огромное ему спасибо. Катается там 20 лет по этой дорожке. Вот его описание.

Езжу по этой дороге и её вариантам (много их было) 20 лет, и поскольку тогда GPS не было то Трек у меня только в голове. Дорога идет как написано:

1. Айкино -Жешарт-Яренск (получается, что нужно вернуться назад, поэтому мы доезжаем только Яренска — прим. nezzznam) на этом участке интенсивное движение — убитый асфальт — потеряться невозможно-дорога главная и единственная через все населенные пункты. После Жешарта, как проедете ж.д. переезд — Вам — направо. В Яренске рекомендую заправиться. Возможно на заправке (одна осталась живая -Лукойл) кого-либо встретите — кто едет в сторону Очеи — подскажут — а если нет — то через 3-5 км от Яренска асфальт кончится и Вам — НАПРАВО в сторону Очеи Есть указатель «Лысимо» «Очея» начало гравийки (нужно заехать заправиться, потом вернуться назад, дальше по инструкции — прим. nezzznam

2. через 10-15 км от конца асфальта будет развилка Лысимо налево Очея -направо. Вам направо — Очея -далее без развилок по главной гравийной дороге через км 10-15 будет виден Жел Бетон мост через реку — проезжайте и восхищайтесь асфальтовыми подъездами к мосту. Проезжаете насквозь по главной — этой же дороге Очею. Далее дорога поднимается как бы в гору (песок. гравий укатанно) через 10 — 12 км от Очеи развилка на вид равнозначных дорог. Вам налево. Спуск — деревянный мост100 метров и бетонная лежневка (примыкает к вашей дороге сзади справа) или её остатки. По бетонке — Вам налево. Если этот мост разрушен — то возвращайтесь назад и объезжайте на ближайшем перекрестке этот участок (при возврате — левый поворот).Через 10-15 км внизу под горой открывается вид на брошенный поселок — Вашка — проходите по бетонной лежневке никуда не сворачивая. Через 20-25 км — развилка с Указателем «Кослан» — Вам туда.

3. Повернув на развилке направо под указатель «Кослан» (может быть и будет указатель Усогорск) Едете прямо 120-150 км никуда не сворачивая по дороге из двух полос Ваша полоса — бетонная лежневка, встречка — песок. Где то в к 20 от развилки есть ночлег — барак с антенной — справа (для вас) от дороги. Место весьма криминальное на этом участке + ещё 60 км работают заключенные — валят лес. Относитесь к ним с уважением, не забывая про чувство собственного достоинства и всё будет хорошо. После этих 120-150 (по карте 50 км. Эта же дистанция подтверждается и другим «проходчиком» — прим. nezzznam) км будет длинный спуск к приличной речке. После речки с деревянным мостом через 5 км будет указатель (Кослан или Усогорск)-Вам налево по указателю. (Если на этом перекрёстке Вам нужна помощь — проезжайте прямо — через 10 км поселок Вожский (есть на карте, жд станция). Следующий участок 25-30 км аналогичной дороги. Через 10-15 км встретите единственный равнозначный (по порытию, а не по знакам) перекресток — проходите его прямо по своей дороге. Следующий (после 25-30 км) перекресток — У -образный. Там будет Щит о строительстве дороги и/или указатель (Усогорск, Междуреченск, Кослан) — если нет большой грязи — то Вам налево -I вариант. При большой грязи — направо — делаете крюк справа (+3 км) через Ёдву (есть на карте жд станция) (уйдёте снова налево на ближайшей бетонке с которой свернете направо — в грязь). Если Вы пошли налево по I варианту — то пересекайте через 1-2 км бетонку прямо. Следующий участок 30 км строящаяся дорога.

4. Строящаяся дорога. Неприличными остались первые 5-8 км. остальное — можно идти по 120 км/ч- грунт, щебень. Есть риск встретить первый раз, начиная от Яренска, ГИБДД. Заканчивается строящаяся дорога в Междуреченске. Не доезжая до поселка 1 км есть дорога направо к надземному строящемуся жд переходу — Вам туда не надо. (В 2012 переезд построен, можно ехать — прим. nezzznam.) Заезд в поселок прямо, а в Усогорск — налево (возможно, автор перепутал право-лево — прим. nezzznam). До усогорска — 5км разбитый асфальт — 20 км гравийка. На Усогорск — главная дорога. Есть левый поворот «СелогВож» — Вам туда не надо. В Усогорске заправка и стационарный пост ГИБДД !!! сразу при выезде с гравийки на асфальт. По всему участку от Яренска до Усогорска могут быть лоси, белые грибы, грузди и поломавшиеся путешественники с машинами без включенных габаритов В трезвом виде дорога проходится за 4-6 часов. Вопросы рекомендую задавать внимательно прочитав все, что написано выше.

Еще одна легенда от участника форума there.ru udora 111.

От Яренска (заправка) на Очею далее п.Вашка (нежилой), через 12-14км условно Т-образный перекресток (здесь Вам направо). Через №-е количество км справа рация (отнюдь не место для кемпинга и отдыха, рация для зэков), едем дальше. Проезжаем опять какое-то количество км бедет слева по ходу движения разбитый вагон дорога плавно уходит на направо (Вам туда), через еще около 30 км будет перекресток (Вам налево 90 градусов). Следующий широкий перекресток равнозначных дорог проходим прямо, и через № количество км к бетонке по которой будете двигаться Вы слева будет примыкать широкий грейдер — Вам туда. По-этому грейдеру пылим все время прямо до самого Усогорска (заправка). На территории Удорского района на Вашем пути будет три зоны, но все они остануться в стороне, ни через одну Вы проезжать не будете, если специально не заедете. На помощь в этих поселках расчитывать не стоит, там свой менталитет, люди.

В Усогорске есть сервисы, шиномонтаж, автозапчасти (но к иномаркам ничего нет). Заправились и выезжаем в направлении Кослана, пересекаем по мосту Мезень, и через 5км будет широкий перекресток: здесь два варианта движения в направлении Пыссы. 1 — прямо по СИМ (есть возможность посмотреть заброшенный поселек Верхнемезенск), белее ничего инетерсного; 2 — налево через деревни (места живописные).

В Пыссе паром (утром и вечером), следующий в Усть-Кыме (утром и вечером),есть пара бродов. Далее почти до самой Мезени паромов нет (один вроде на реке Пеза).

Легенды проверены по карте и спутнику Яндекса — все ориентиры есть.

Дорога на Усогорск. Легенда

Видно, что по сравнению с прямой дорогой от Микуни на северо-северо-восток крюк приличный.

Есть альтернативное описание пути от Усогорска до Яренска (т.е. в обратном направлении), менее подробное, но укладывающееся в ту же карту.

Дорога у нас одна. Усогорск, далее Будкан. Прямо до перекрёстка с ориентиром «изба Лавракерка». На перекрёстке прямо уходит зимник (туда не суйся, болото), на право, на мост (не поленись, осмотри мост, часто ломается). Этот участок самый плохой, на всём протяжении, ямы глубокие.

Ёдва, через зону, через ж. д. и плавно налево (бетонки на карте нет, она идёт примерно по визирке строго на юг). Пересекается крестообразно с бетонкой идущей от Мозындора, далее выйдешь на «Т» образный перекрёсток, тебе направо. Топишь, пока плохо не станет, когда надоест, смотри внимательно налево. Под острым углом к тебе будет бетонка, уложены плиты на посёлок, то есть с правой стороны. Ни куда не сворачивая, доберёшься до Яренска. А там уж и рукой подать до нашей столицы.

Разница в описании только на участке Ёвда — Усогорск: один описывает более новую дорогу — грейдер через Междуреченск западнее железной дороги, второй — восточнее, через Будкан.

Второй автор приводит и описание дороги, к которому нужно прислушаться.

Колейная бетонка, выматывающая своим однообразием. У начала зимника дорожники приколотили щит и повесили туда все имеющиеся опасные знаки. Внизу поставили стрелочку – направление и километраж. Юмор. В зоне на ж. д. переезде тоже знаки юморные, — сказочные паровозики. Ёдва – зона, на беглый взгляд – поселение. Зэки встречались на протяжении 300 км. Даже остановиться приятного мало, не говоря о том, чтоб переночевать. Ездят они так же на МАЗах — хлыстовозах, ремонтируют бетонку, сидят на обочине у костерка, брёвна в лесовоз грузят автокранами ЗИЛ-130 и МАЗ-500. Всё допотопное. Люди страшные. Не смотря на усталость, въехали в Архангельскую обл., прошли через посёлок Усть – Очея и легли спать.

Но как было указано, путь от Яренска до Усогорска занимает 6 часов, так что за световой день можно уехать в более живописные места, о которых дальше.

Движемся вдоль реки Мезень до поселка Малая Пысса )))

Дорога на Малую Пыссу. Легенда

Дорога сначала асфальт, потом грунтовка.

Дорога на Малую Пыссу

Дорога на Малую Пыссу

Места очень живописные

Дорога на Малую Пыссу

Люди спокойные и миролюбивые.

Дорога на Малую Пыссу

Из Малой Пыссы нужно переправиться на пароме в Большую Пыссу)))

Паром Малая Пысса

Место у парома ни как не обозначено и расписания нигде нет.

Паром ходит два раза в день. Утром с 7-9, и вечером с 19-21.

Далее километров 100 на север несколько в стороне от реки до поселка Койнас. После села Зубово Яндекс не знает дороги по левому берегу.

Перед Усть-Низемьем (недалеко от Койнаса) будет брод. Брод хитрый, надо проезжать по изогнутому треку.

Брод Усть-Низемье

Итак, Койнас. Если проехать вперед километров 10, будет поселок Усть-Кыма. Пререправляться предпочтительнее там, т.к. дорога до него по левому берегу значительно лучше. Но в сентябре 2012 паром в Усть-Кыме не работал. Как будет в 2013 не известно.

Маршрут. Карта

В случае отсутствия парома в Усть-Кыме переправляться нужно в Койнасе. Вот тут, если не повезет, можно и рыбки половить, т.к. постоянного расписания у парома нет, информация о нем различна, иногда печальна.

Поговорили с дедом, который нас переправлял. Говорит, что он перевозками не занимается, иногда перевозит своих, а если незнакомые люди, то может и не перевезти. Так что нам повезло…

В случае обмеления реки нужно искать место, где причаливает паром.

Если переправится в Койнасе, то на Печорский тракт выходим несколько ранее, чем из Усть-Кымы.

Желтый, это как идет дорога, по которой мы должны ехать, если бы паром работет. Красный — если не работает. Кусочек Печерского тракта.

Маршрут. Карта

Небольшое лирическое отступление.

Старый Печорский тракт.

Печорский тракт — важнейшая дорога, соединяющая в ХIХ веке Архангельск с Печорой и идущая в Восточную Сибирь, от земли Югорской к студеному морю (так поморы называли Белое море, Землей Югорской называли Северный Урал и побережье Северного Ледовитого океана). Печорский тракт проложили по приказу архангельского губернатора Энгельгардта. Строительство началось летом 1893 года, и к концу сезона было построено 280 верст. Полотно дороги в основном представляло собой бревенчатую гать, выложенную вручную местными крестьянами. С Печоры пошли обозы с дичью, оленьими шкурами и рыбой, а из Архангельска на восток повезли порох, муку и соль. В двадцатом столетии дорога теряет свое значение и постепенно приходит в негодность. Последнее упоминание о Печорском тракте встречается в отчетах об испытательном пробеге снегоходов ‘’Буран’’ в 1974 году. Уже тогда участники говорили о серьезных трудностях и препятствиях, встретившихся на их пути. Они сообщали, что полотно таежной дороги почти не сохранилось и заросло молодыми деревьями.

На восток от Усть-Кымы в сторону Печоры дорога практически непроходима. Вот цитата:

Сначала их проходили вброд, нащупывая старые полуразрушенные гати, часто на глубине около метра. Поломанные бревна местами встали торчком, и вдоль них тянется глубокий тракторный след. Если не было гатей – сами настилали бревна. Затем по одному очень осторожно переправляли тяжелые автомобили. Иногда машина соскальзывала с гати в болото, и тогда тратили часы на то, чтобы поставить с помощью лебедок и траков внедорожник обратно. Чахлая болотная растительность в этих случаях служила очень ненадежным якорем для лебедок. В заболоченном лесу передвигаться легче, однако часто приходится удерживать деревья руками. Нетрудно представить, насколько опасны такие переправы как для водителей, находящихся в автомобилях, так и для штурманов, идущих по болоту вброд. В самых труднопроходимых местах за сутки продвигались всего на 3-4 км.

НО МЫ ПОЕДЕМ НА ЗАПАД, В СТОРОНУ АРХАНГЕЛЬСКА. ТАМ ЧУТЬ ЛЕГЧЕ.

Дорога разная. И такая.

Печорский тракт

И такая.

Печорский тракт

И даже вот такая.

Печорский тракт

Попадаются броды. Небольшие.

Дорога на Мезень

И лужи.

Дорога на Мезень

После Колмогор дорога выйдет к реке.

Дорога на Мезень

Основная дорога проходила по воде. После сильных ливней вода в речке поднялась. Ехать по берегу было под наклоном, 20 градусов на ямках машина еще сильнее наклонялась. Рыбаки подсказали где край дороги он обозначен травой видневшийся из под воды. Потом поехали смелее уже по воде».

В селе Смоленец есть паром в Лешуконское.

Автор одного из отчетов интересуется качеством дорог и указывает направление «Колмогоры», видимо, имея в виду «Холмогоры» — М8, т.к. Колмогоры остались 30 км. позади. Кроме того, он хотел ехать в Котлас (параллельно интересовался еще одним вариантом проезда). Поэтому определенно речь идет о выезде на М8, он на карте отмечен, протяженность более 250 км, и, если речь действительно о нем, то только зимой работает хороший зимник.

Той дорогой ездят вахтовые Уралы и пользуются лебедками. Участки дороги заболочены и после проливных дождей уровень луж достаточно высокий

Видимо, туда нам не надо. Лучше дальше на север в Мезень. Туда ведет хороший грейдер.

Дорога на Мезень

После поворота на село Жердь (не доезжая 50 км до Мезени) будет развилка и точка принятия решения.

Прямо — Мезень — заправка, километраж, погранзона.

Налево — Кимжа — переправа, трасса на Архангельск, от последней хорошей заправки 450 км (от плохой 170 км), а до Пинеги еще 150.

Судя по всему, решение будет зависеть от состояния баков.

Если пойдем на Мезень, на пути будет одна переправа через реку Пёзу.

Паром Пёза

От Мезени до Усть-Пинеги только одна дорога. Асфальт/грейдер.

Общая протяженность участка ~ 1.200 км.

Заправки на трассе:

Котлас
Яренск (220 км)
Усогорск (250-300 км)
Койнас (210 км) (спросить у местных, где купить бензин)
Ценогора (62 км) (две цистерны на въезде в деревню; спросить у местных, где живет заправщик; примерно 64 52.933, 46 43.654)
Лешуконское (62 км) (на западном берегу, т.е. нужно переправляться)
Мезень (150 км)
Пинега (180 км)

Переправы:

Коряжма, р. Вычегда (понтон)
70 р./машина

Большая Пысса – Малая Пысса, р. Мезень (паром)
7:00-9:00, 13:00-14:00, 19:00-21:00
380 р./машина

Койнас, р. Мезень (частная баржа) N 64’45.020, E 47’38.722

Лешуков Михаил Федорович, 8-8182 (2?)7-53-16 (через него же можно найти заправщика).

Усть-Кыма, р. Мезень (частная баржа)
9:00-11:00 или надо искать паромщика
500 р./машина

Смоленец — Лешуконское, р. Мезень (баржа)
Лешуконское-Смоленец: 1:00,7:00,9:00,12:00,18:00 (официальный — пн, пт); 6:00,15:00,22:00 (частный)
Смоленец-Лешуконское 2:00,8:00,10:00,13:00,19:00 (официальный — пн, пт); 7,16,23 (частный)
90-120 р./машина

Мезень, р. Пёза (паром)
6:00-22:00 (по факту прибытия)
80 р./машина

Кимжа, р. Мезень (паром, не менее 4-х автомобилей)
пн, ср, пт: 7:00-10:00, 13:00-14:00, 19:00-21:00; чт: 7:00-9:00, 19:00-21:00; сб: 7:00-10:00, 19:00-21:00 350 р./машина
Кимжа, р. Кимжа (понтон)
5:00-23:00
250 р./машина (ночью просто проехали).

Для посещения Мезени требуется пропуск в погранзону. Порядок получения несложный — заявление по факсу, изготовление 1 месяц. Правда, выдают пропуска только в Архангельске. Запрос о порядке получения пропуска в ином месте направлен в погранслужбу.

Итак, от Кимжы (даже, если будем заезжать в Мезень, переправляться нужно здесь) до Усть-Пинеги идет отличный грейдер.

По дороге можно заехать в пещеры у села Голубино (за Пинегой).

Голубинские пещеры

Это если есть время и нет клаустрофобии.

Часть 3. Усть-Пинега — Котлас — Явенга.

Скорее всего, в Архангельск мы не заезжаем, а от Усть-Пинеги идем снова на юг.

В Усть-Пинеге можно заправиться, если нет необходимости, то в Усть-Пинегу можно и не заезжать, а за Белогорским налево, в В.Паленьге переправа и до Светлого отличный грейдер, на спутнике хорошо виден.

Дорога на Светлый

Дальше знающие люди говорят, что и «до Сосновки — отличная дорога».

В то же время, товарищ, побывавший там в 2007 г. говорил, что участок Сия — Светлый крайне тяжел.

Дорога Сия-Светлый

Видимо, с 2007 утекло много воды и появилась более приличный дорога.

Итак, слушаем знатоков местности:

Усть-Пинега — Сосновка — отличная дорога, несколько заправок (лучшая в Карпогорах на выезде), две переправы — в В. Паленьге обычно круглосуточная, в Ясном если паром — то до 24, если понтон — будет тоже круглосуточная. В самой Усть-Пинеге тоже паром, ходит строго по расписанию.

Дальше ситуация обратная. Яндекс маршрут от Карпогор до Верхней Тоймы прокладывает легко.
Маршрут. Карта
А знатоки предостерегают:

Сосновка — Красная. Тут все зависит от лета — сухое/мокрое. На этой дороге два брода между Осяткино и Красной — уровень воды может подниматься непредсказуемо. В прошлом году УАЗы начали проезжать только в серед. июля, например. А 2010 и 2011 — вообще сухо было, даже Пинегу в брод ездили. За бродами не очень приятное ралли по песчаным лужам, почва там больно прилипающая. Но на нормальных машинах проедите без проблем. Да и там лес кругом, залебедитесь. Регулярно с В. Тоймы на Выю ходит Урал-вахтовка и до Осяткино — зилок.

В Мамонихе/Сосновке паром ходит постоянно, там большой поток людей туда/сюда, баржу цепляет по необходимости. В Северном — паром по заявке, ищите паромщика в деревне. Заправка в Сосновке есть, но работает только днем до 17, кажется. В выходные вроде нет. Следующая заправка по этом маршруту — только в В. Тойме. Рассчитывайте топливо с учетом на езду по глине и колее.

Переправу в Северном, где паром по заявке и паромщика нужно разыскивать в деревне, некоторые проезжают так.

Брод Пинега

Видимо, про этот случай mmaxa говорит: «2010 и 2011 — вообще сухо было, даже Пинегу в брод ездили

Потом брод через реку Ябу.

Брод Яба

ГАЗ-66 его проходят ходом.

Потом «прилипающая почва» и «песчаные лужи», о которой говорит mmaxa.

Дорога Красное - Осяткино

Дорога Красное - Осяткино

Дорога Красное - Осяткино

А затем брод через реку Илешу.

Брод Илеша

Брод Илеша

Думаю прорвемся. Посмотрим на погоду и поедем с Богом.

Таким образом, мы замкнем Архангельское кольцо, как это делали и до нас.

Архангельское кольцо

Ну а от Верхней Тоймы через Котлас — Великий Устюг — Тотьму на М8.

При этом Google не знает более короткой дороги, а Яндекс находит грейдер.

Маршрут. Карта

По М8 движемся до деревень Курьяновская/Игнашевская, рядом Васильевская/Великий Двор.

Поворачиваем направо и следуем до Вожеги по просматриваемой на спутнике дороге через Мишутинскую и Ючку.

Маршрут. Карта

Первые 6 км на спутнике просматриваются хорошо, однако на народной карте их нет (так было на участке Солигалич — Тотьма). Возможно, качество дороги сомнительное, хотя, думаю, проехать можно.

Маршрут. Карта

Потом заезд к родителям в Явенгу, баня, мелкий ремонт и дальше.

Общая протяженность участка ~ 1.200 км.

Заправки на трассе:

Усть-Пинега
Карпогоры (130 км)
Сосновка (120 км) работает до 17 часов кроме выходных.
Верхняя Тойма (220 км)
Котлас (150 км)
Тотьма (280 км)
Вожега (230 км)

Переправы:

В. Паленьге (обычно круглосуточная)

Ясный (если паром — то до 24, если понтон — круглосуточная)

Мамониха/Сосновка (паром, ходит постоянно)

Северный (паром по заявке, ищите паромщика в деревне)

В. Тойма (паром по расписанию, каждые два часа или около того, при этом если попасть в воскресенье вечером, то можно и не уехать — поток большой, а дополнительный рейс не делают)

Часть 4. Явенга — Белозерск — Москва.

Дорога от Явенги через Ерцево и Мостовицу по железнодорожной насыпи нам знакома. Дорога подразбита, но проходима.

Это Мостовица.

Дорога Мостовица

Это насыпь.

Ерцево - Совза

Озеро Воже. Знакомые будки. Здесь можно и постоять денек.

Озеро Воже

Здесь мост через реку Свидь. Мост железобетонный, стоит крепко.

Следующий мост через Чепцу по свидетельствам очевидцев тоже надежный.

Мост через Чепцу

Насыпь идет и дальше, местами даже с рельсами.

Дорога на Совзу

По ней точно можно доехать до заброшенного поселка Совза.

Зона в Совзе

Самое сложное дальше.

Если раньше были проезжие дороги, они должны быть здесь указаны.

Зона в Совзе

Из Совзы можно выехать в сторону Белого озера через Прокшино на Липин Бор.

Маршрут. Карта

Дорога вполне нормальная, в основном бетонка.

Дорога Совза - Прокшино

Дорога Совза - Прокшино

Мосты различной степени сохранности. Все проезжие по состоянию на 2009 г.

Дорога Совза - Прокшино

Дорога Совза - Прокшино

Если на перекрестке свернуть не налево, а направо, то можно проехать на Солзу — Кречетову — Каргополь (под конец — грейдер и даже асфальт).

Дорога Совза - Каргополь

До недавнего времени до Совзы можно было добраться и с Вологодчины, из Кирилловского района через Южный — посёлок, расположенный в 25 км. южнее Совзы, где тоже когда-то размещалась колония, по ещё одной разобранной железнодорожной ветке.

Маршрут. Карта

Но лет 5 назад мост через реку на этой дороге обрушился и теперь здесь можно проехать, только форсировав её. Маршрут этот считается джиперами непроезжим. Дело не в бездорожье как таковом, а в реках, мосты через которые давно обвалены — в тех краях даже ж/д мосты деревянные. Местные в ту сторону ездят строго на ГТСах. Но конечно есть и отчеты о счастливых поездках.

Вот 2007 год.

Дорога Совза - Кириллов

Дорога Совза - Кириллов

Дорога Совза - Кириллов

Вот 2009 г.

Дорога Совза - Кириллов

Дорога Совза - Кириллов

Здесь вроде все не так страшно, однако есть вот такой комментарий:

«…на фотках такая грязь невинная, а как вспомню что, броднями зачерпнул стоя возле машины…»

Каким-то из двух описанных маршрутов мы должны попасть к Белому озеру.

Общая протяженность участка ~ 1.100 км.

А дальше либо привычно Вологда — Ярославль — Москва,

либо Череповец — Рыбинск — Углич — Нефтино — Москва.

Таким образом весь маршрут составляет около 4.600 км.

При подготовке использовались материалы:

http://www.velotourist.ru
http://www.дефендеры-генри.рф
http://www.4x4typ.ru
http://www.autogazeta.by
http://trukhin-vladimir2010.ya.ru
http://www.pomorie.ru
http://www.dvinainform.ru
http://story.travel.mail.ru
http://strana.ru
http://nub1an.livejournal.com
http://www.bugeisha.ru
http://www.roadplanet.ru
http://www.geocaching.su
Саша(ABV)
Сергей Савостин
Глеб Краснов
mmaxa и forum.there.ru
Pilgrim Adventure Team