Кольский полуостров 2012

Отчет об экспедиции на Кольский полуостров: Хибины, перевал Геологов, полуостровы Средний и Рыбачий

Сначала предлагаю посмотреть ролик, если понравится, в конце будут еще два.

 

Карелия

Выехали утром 30 июля двумя машинами: TLC100 и УАЗ Патриот. Решено было ехать через Рыбинск — Череповец — Белозерск и до Пяльмы, где нас ждал экипаж NP300.Паром через Шексну на участке Белозерск — Липин Бор.

паром через Шексну у Болозерска

Куков родник.

куков родник

На въезде в Карелию.

въезд в Карелию

Доехали без приключений, в лагере был готов горячий ужин.

лагерь

Следующий день 31.07.12 стояли на месте. Пытались ловить рыбу, но безуспешно. Предприняли вылазку к Онежскому озеру.

дорога на онежское озеро

 

дорога на онежское озеро

 

онежское озеро

 

онежское озеро

Но тоже безрезультатно.

Утром 01.08.12 двинулись дальше, через Медвежьегорск до Апатит.

Беломоро-Балтийский канал Повенец

 

Кольский

Поворот на Апатиты.

поворот на апатиты

Лагерь, как и в прошлом году, на оз. Малый Вудьявр.

лагерь на озере Малый Вудьявр

Далее едем к прошлогоднему чуму, хотим еще денек половить щуку, даже лодку с мотором с собой взяли. Правда, есть она только на видео.

лагерь у чума

 

грибы подосиновики

Ну а дальше, собственно, и начинается off-road. Дело было уже 04.08.12

Сначала лесная дорога.

дорога в Хибины

Следы присутствия медведя.

медвежий помет навоз дерьмо

Вдоль всей дороги — развороченные муравейники, что также свидетельствует о медведе.

Так потихонечку подъезжаем к Хибинам.

 

Хибины

дорога в Хибины

 

дорога в Хибины

Огибаем их с юго-запада и выходим к Умбозеру.

Умбозеро

 

Умбозеро

Затем строго на север. Справа горы, слева озеро. Дорога носит название «1000 ручьев», поскольку примерно такое их количество, стекающих с гор в озеро, и пересекает ее.

1000 ручьев

 

1000 ручьев

 

1000 ручьев

 

1000 ручьев

 

1000 ручьев

Добравшись до реки Тавайок, смело повернули направо, намереваясь проехать через горы на Перевал Геологов. То, что это вообще возможно, нам подсказывал трек. Правда, в тот раз люди спускались, а не поднимались. Но мы решили попробовать.

Вот тут почему-то провал в фотоматериале. Все были увлечены преодолением сложного участка, чуть-чуть есть на видео (см. выше). Сначала долго переваливаешься с камня на камень. Затем в месте впадения ручья в реку Тавайок хорошая такая грязь. В четыре приема. Первые два проскочили ходом, NP300 только на своих сликах застрял, но там его просто дернули. Потом все присели на третьем подходе. УАЗ выбрался на лебедке и выдернул нас, лишенцев. Четвертый решили объехать лесом, для чего пришлось уронить одну березку.

Поднимаясь все выше и выше, за каждым поворотом видишь дорогу, уходящую только вверх. На подъеме перед собой видишь только небо. Решили сходить пешком на разведку. Поняли, что даже если сюда заберемся, дальше — хуже. Углы наклона — критические. Решили развернуться.

Хибины

 

Хибины

Как оказалось, незадолго до нас гораздо более опытные люди пытали штурмовать этот же подъем. И посидели там же. И развернулись там же. Правда, в этот подъем они заехали, но ценой серьезных неисправностей (http://forum.there.ru).

 

 

 

Как говорят, этот трек не единственный, есть еще точки Арктик Трофи.

Вот что говорит команда, ехавшая перед нами.

«В общем, смотрю я сейчас на карту и понимаю, что надо было ехать по точкам Арктик Трофи, которые ни кто из нас не сохранил, и мы ехали там только «по памяти»…. Подниматься по треку Софта было неправильное решение, но что поделаешь, так сложилось.»

И мы не смогли. Ну, не смогли и не смогли. Заночевали, а утром 05.08.12 поехали, как все. А все едут дальше на север по «1000 ручьев», огибают Хибины с северо-запада и заезжают на Перевал Геологов с севера от Ревды.

 

Перевал Геологов

А вот здесь конечно красота. Виды завораживающие.

Хибины

 

Хибины

Панорама, как всегда, открывается.

Перевал Геологов

 

перевал Геологов

 

перевал Геологов

 

перевал Геологов

 

перевал Геологов

Постояли. Посмотрели. Зафиксировали красоту. Выпили «высокогорного» чаю. И поехали в сторону Мурманска.

мурманский порт

 

памятник полярной дивизии

Тайга сменяется тундрой.

тайга тундра

Мы движемся дальше в сторону Рыбачьего.

водопад река Титовка

 

погранзона кольский полуостров средний

 

Полуостров Средний и полуостров Рыбачий

Ночевали уже перед въездом на полуостров Средний.

перешеек полуостров средний

Утром 06.08.12 въехали на полуостров Средний. За все время поездки это был первый холодный и дождливый день, но именно в такую погоду нужно забраться на Хребет Муста-Тунтури, чтобы задуматься, как тут можно было вообще не просто выживать, а держать оборону более трех лет.

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

 

хребет Муста-Тунтури

После осмотра хребта двинулись обычным для всех путешествующих в этих местах маршрутом — по западному берегу Среднего полуострова.

Кругом, вдоль всего побережья, тянутся окопы.

полуостров Средний окопы

 

полуостров Средний окопы

 

полуостров Средний окопы

Везде памятники защитникам Среднего и Рыбачего.

полуостров Средний Рыбачий памятник

Ветер жуткий. На обед остановились в заброшенном доме/сторожке/заставе (?). Чуть не доезжая этого места пробивается сотовая связь. Цитата: «Уважаемый абонент! МТС рад приветствовать Вас в Норвегии! Тел. посольства России …».

брошенные военные объекты

Поскольку долгое время после войны Средний и Рыбачий оставались сильно милитаризованной зоной, можно встретить уже послевоенные, но все равно заброшенные объекты.

брошенные военные объекты

 

брошенные военные объекты

 

брошенные военные объекты

Есть и более поздние. Но все равно заброшенные. Или почти брошенные. На вид только две машины в рабочем состоянии.

брошенные военные объекты

 

брошенные военные объекты

Культовое место среди посетителей полуострова — «Два Брата».

скалы Два брата

 

скалы Два брата

А еще очень разнообразные пляжи.

пляжи Кольский полуостров

 

пляжи Кольский полуостров

Так, объехав по западному побережью полуостров Средний, через перешеек въехали на Рыбачий. Снимали мало, спешили «засветло» на мыс Немецкий, на маяк. Засветло громко сказано, хоть и август, а за полярным кругом — полярный день. Мыс Немецкий является самой северной точкой Европейской части России.

маяк мыс Немецкий полуостров Рыбачий

 

маяк мыс Немецкий полуостров Рыбачий

Тут и береговая охрана.

береговая охрана

И связисты (?).

связисты полуостров Рыбачий

А вот, кстати, и фотография полуночи.

полярный день полуостров Рыбачий

 

полярный день полуостров Рыбачий

Проехали чуть вперед до мыса Кекурский, встали на ночевку.

лагерь полуостров Рыбачий

 

лагерь полуостров Рыбачий

 

луна

Пытались даже половить рыбу в Баренцевом море, но безуспешно. Сильный ветер, высокая волна и острые скалы сделали все, чтобы этот процесс был максимально некомфортным.

Утром 07.08.12 двинулись дальше.

море и скалы полуостров Рыбачий

Доехали до заброшенного военного городка Мыс Скорбеевский. Заброшен, как и все военное здесь.

заброшенный военный городок Мыс Скорбеевский

 

заброшенный военный городок Мыс Скорбеевский

Здесь наши пути с экипажем NP300 разошлись. Они направились дальше по побережью полуострова в надежде найти рыбу, а мы повернули к дому.

Пересекли Рыбачий и объехали Средний по восточному побережью.

дикий олень

 

неопознанная птица

 

затонувшая шлюпка

 

Военная немецкая дорога

Выехав со Среднего повернули на военную немецкую дорогу. На склонах сопок дождями и талыми водами, конечно, песок вымыло, и это стало просто хорошей гравийной дорогой. А там, где горизонтальные участки, можно ехать километров 100 в час. Не хуже асфальта. А за дорогой не ухаживали 70 лет, после войны она не эксплуатировалось. Только рыбаки да туристы. Мосты, правда, разрушились. Сохранились развалины то ли АЗС, то ли тех.службы. Валяется ржавая крышка от бочки с надписями на немецком.

военная немецкая дорога

 

военная немецкая дорога

 

военная немецкая дорога

 

военная немецкая дорога

Дело было к вечеру, спешили проехать как можно больше, в Печенге надеялись заправиться. В самом конце пути перед Печенгой переехали через брод. На берегу стоял солдат с автоматом в бронежилете и каске. Остановил нас, сказав, что впереди идут стрельбы. Стреляют из всего: пистолеты, автоматы, пулеметы, гранатометы, пушка. Дорога лежит в зоне поражения. Используя добрые слова и сказав, что майору из Москвы нужно проехать, стрельбы были остановлены, а мы пропущены.

Печенга оказалась военным гарнизоном без заправки.

танк Печенга

 

памятник Печенга

 

стелла Печенга

Двинулись дальше и ночевали, уже миновав Кандалакшу.

Лапландия

 

северный полярный круг

А отмахав 1200 км. через Пучеж — Каргополь — Няндому — Коношу,

деревня Ватамановская

 

Каргополь церковь Иоанна Предтечи

 

Каргополь Соборная колокольня

 

пейзаж Архангельская область

 

паровоз Коноша

и вечером 08.08.12 уже попивали чай с женой, детьми и родителями в Явенге.

Треки поездки доступны для скачивания:
Трек в формате gpx
Трек в формате kml

 

.