Архангельская область 2013
Дневник экспедиции по Костромской — Вологодской — Архангельской областям
День 1.
Утром 11 августа 2013 г. мы с супругой Еленой выдвинулись из Москвы, чтобы, проехав через Владимир — Суздаль — Иваново, встретиться в Кинешме с Валерой — вторым «экипажем» нашей экспедиции.
Проезжая через Владимир, мы не могли не отклониться слегка от маршрута и заехать сюда.
Завораживает. 1165 год. Там же, рядом.
Дальше все ходом, бегом, день еще предстоял быть долгим.
Иваново.
Старая Вичуга.
Кинешма. Здесь встретились с Валерой, это он впереди)
Затем Островское и дальше на север уже вдаль от магистралей, переходя на бетонки и грунтовки. Добрались до села Дубяны.
Дальше дороги не было. Только Галичский тракт. Он уже давно (лет 100 ?) не используется, только разными сумасшедшими вроде нас. Мы были в тех краях, рядом с ним, на Полной Чухломе 2012 (карту можно увеличить, кликнув на нее).
Вот он, пошел от Галича пунктир прямо на юг, где виднеется село Бартеневщина. От Дубян (где мы находились) до Бартеневщины (куда мы хотели попасть) по этому тракту километров 10. Там, в Бартеневщине, можно было уйти налево, на хорошую грейдированную дорогу — это была программа минимум. Как максимум, хотелось пробиться до самого Галича, это еще километров 20.
На очень уважаемом форуме Там в России нам сказали:
«Если есть в распоряжении месяц- отлично. Если это две недели, нет смысла в срезках по Костромской области. Это отдельная тема, и не на несколько дней«.
Но мы же самоуверенные. Решили попробовать.
Встреченные нами местные жители сказали, что весной туда пытались пробиться 40 машин Сусанин-трофи, доехали только 3. Нас и это не смогло остановить.
Предпринятая попытка запечатлена здесь. Прошу не ругать сильно оператора, я ее очень люблю, хоть снимать она и не умеет.
Так мы прошли километра два. Из восьми по программе минимум. Остановились услышав излишний свист ремня Патриота.
Причина в натяжном ролике. Стоимость запчасти 100 рублей. Но ни за 200, ни за 500 нельзя купить такой, который ходит долго и надежно. Зная эту особенность, в запасе имели один, который был установлен, а запас при первой возможности восстановлен.
Совершив пешую разведку на несколько сот метров вперед, наблюдали все время ухудшающееся состояние дороги. Оценив затраченные время и силы на преодоление двух километров из восьми, а также приняв во внимание результаты разведки, решили развернуться.
Вернувшись в Дубяны спросили местного жителя о дороге, были сомнения, что может мы просто чуть-чуть не доехали, и дальше — лучше. Он сказал, что там никто не ездит, что дорога и правда, чем дальше, тем хуже. Они туда изредка ездят на охоту, но на гусеничном тягаче.
Спросили его также, можно ли выскочить на галичскую дорогу из Дубян, а то очень не хотелось возвращаться в Островское, чтобы делать петлю через Судиславль. Он ответил, что еще в прошлом году так можно было проехать. Через реку у мельницы был хороший брод, выложенный камнями, но весной было очень большой паводок, река изменила русло, и теперь там обрыв метра полтора. Они ездили как-то, но опять же на гусеничном тягаче.
В общем, решили искать место для лагеря.
Может быть, идея встать на ночлег на краю овсяного поля была и не самой лучшей (утром местные сказали, что грибники медведя в этом году уже видели), но все обошлось.
День 1.
Утром 12 августа двинулись дальше. Очень не хотелось возвращаться до Островского и объезжать через Судиславль, но пришлось. Всю дорогу до Островского спрашивали у местных, нет ли прямой отворотки на галичскую дорогу, но таковой не оказалось. Заехали в Галич.
Не могли проехать, не запечатлев себя, мимо Чухломы.
Понравился Солигалич.
Дальше на Тотьму, в Вологодскую область, вела специфическая дорога.
Сначала такая.
Потом такая.
И такая.
Местами даже такая. Технику уже успели разобрать.
В деревне Трофимово жилым остался только 1 дом. Зато какой.
Ну, а дальше началось.
Без разведки никуда.
Так, примерно, километров шесть. На сей раз обошлось без лебедок. Пару раз меня, шедшего первым, Валера дергал назад.
В отдельных местах глубину колеи хотелось зафиксировать особо.
Последствия неосторожной разведки. Можно сказать, разведка боем.
Выползли мы оттуда вот так.
Вот здесь можно посмотреть в динамике.
Вот о чем я говорю в конце ролика.
В луже была очень глубокая колея, которую внешне совсем не видно. Спущенное до 1 атмосферы колесо, свалившись в нее, разбортировалось. Заменили все быстро, однако не без последствий. Грязь и с колеса, и с посадочного места, конечно, счищали и смывали, но до стерильности не довели. В Тотьме заехали в шиномонтаж, где колесо нам в порядок привели, но на место не поставили, потому что не отбалансировали, т.к. не смогли закрепить в своем станке, один конус был мал, другой велик. Посоветовали обратиться в грузовой шиномонтаж, но мы свернули не там, и так я и доехал до Великого Устюга, где выяснилось, что одна шпилька лопнула, на другой сорвана резьба. Но это потом. А пока нужно менять колесо.
До Гремячего оставалось два раза упасть.
Дальше уже начинался автобан.
И мы рванули до села Красное, где должны были переправиться на пароме через реку Сухону. Однако на последний рейс мы опоздали минут на 10. Видели, как паром швартуется, даже предложили ему «два счетчика, шеф», но были посланы. Открытым текстом, прямо на всю реку.
Лагерь разбили прямо у причала.
День 3.
Утром первым рейсом (ну, если честно, то вторым) переправились на левый берег. Для возможных последователей привожу расписание парома. Стоимость проезда 350 рублей. Следующая фраза такая четкая специально для Google и Yandex.
Расписание парома село Красное — Черепаниха.
Это была наша первая переправа. Сколько же их будет еще потом…
Сделали небольшой крюк, навестили родственников. Это дом Валериной и Лениной бабушки.
Пейзажи просто прекрасные. Вот какие панорамы я умею делать. Если на них кликнуть, полноразмерные откроются в новой вкладке.
А дорога все время была асфальтовой. Места кругом там красивые.
Так добрались до Тотьмы. Я просто сгорал от нетерпения посетить шиномонтаж, экскурсия по городу получилась краткой.
Опять на правый берег Сухоны.
Здесь мы посетили чрезвычайно живописное место с трагической историей — деревню Опоки, где с 1947 года бьет 6-метровый фонтан.
Возраст отложений 200 млн. лет.
Панорамы по-прежнему можно развернуть
Трагедия связана с нахождением здесь ОПОК-лага для строительства плотины, которая позволяла бы поднять уровень воды и обойти вот этот самый крупный на реке порог.
Видны и остатки шлюзовой камеры и плотины, которые смыло первым же половодьем.
С этими же гидрологическими работами связано и бурение скважины. Добраться до нее можно на лодке. Местные жители охотно возят туда туристов.
Коротенький ролик о фонтане.
В общем, задержавшись у этих красот, да с заездом на шиномонтаж, где и обнаружилась недостача шпилек, Великий Устюг пришлось проскочить.
К Котласу подъехали уже поздно вечером. Купили Лене билет на поезд (она покидала нас и возвращалась к детям), и встали лагерем на берегу Северной Двины.
День 4.
Утром первым делом — на вокзал. Наш коллектив поредел, но дети — святое. Посадили Лену на поезд, а у сами — дальше по маршруту.
Рядом с Котласом есть поселок Вычегоский, родина моего близкого друга. Он попросил меня проведать, как там его родной дом. Женька, привет!
В Коряжме мы переправились через большой приток Северной Двины — реку Вычегду (для последователей — цена 100 руб.) и поехали вдоль нее строго на восток.
Я начал скучать скучать по жене, всюду мерещились символы.
Вокруг было очень красиво, но далеко не все удавалось запечатлеть на ходу.
Доехали до поселка Яренск.
Тут была точка принятия решения. Дальше мы должны были повернуть на север, и в Яренске начиналась объездная дорога на Усогорск. Она на 200 километров длиннее прямой и идет через несколько колоний-поселений. Но она точно есть. Прямая и короткая дорога много лет находится в стадии строительства, и еще в прошлом году люди там рвали лебедки и ходили больше десятка километров за трактором. До этой дороги нужно было еще проехать на восток, до села Айкино. На заправке дали информацию неоднозначную: «Да вроде там ездят, зимой-то уж точно». Что такое северные зимники летом, мы знаем. Галичский тракт как раз из таких (см. в начале рассказа). Но решили ехать туда, если что — развернемся.
Республика Коми.
Возможно, именно этот автомобиль снимался в Кавказской пленнице.
И вот мы мы повернули на север. Информация от многих местных жителей была крайне противоречивой, останавливаемые водители высказывали разные мнения:
– Да я туда не ездил никогда.
– Вот сейчас до Вожской дорога есть, а дальше все.
– Вроде строят, но есть сколько-то непроходимых километров.
– Да кто там строит-то, кому это надо?
Решили посмотреть. При повороте на эту чудесную грунтовку висел плакат, что проезда на Усогорск здесь нет. Если что — развернемся.
До Вожксого мы доехали. Он примечателен только наличием ИТУ.
Картину прояснил водитель КАМАЗа, который шел тем же маршрутом нам навстречу. Дорога есть, все непроходимое уже сделали, остались только несколько неважных участков, а именно:
13 километров лежневки
20 километров бетонки
а потом шикарная грунтовка до самого Усогорска.
За Усогорском — заслуженный отдых.
Публикация ежедневного отчета.
Попытка наладить навигацию, а то не очень подробная))
Грибники сказали, что в этом году медведей еще не видели, но вообще, они тут бывают.
Ну все. Спать.
День 5.
Сегодня предстояло впервые столкнуться с чередой непредсказуемых паромов, о которых ничего неизвестно, кроме того что они должны быть или, по крайней мере, были в прошлом году. Но до этого момента было еще около 100 километров.
Населенные пункты встречаются не чаще 20-30 километров.
Здесь мы впервые столкнулись с песчаными неотсыпанными дорогами. Вся Архангельская область — именно такие дороги.
Дорога отличная. Ходят даже рейсовые автобусы ПАЗ.
Мостики все целые. Вода чистая — даже пополняли запасы для питья.
Все реки — мелкие и широкие, с песчаными берегами.
Французы сюда вроде не доходили, но французские названия встречаются.
Вот он, настоящий 101-й километр.
Так мы подъехали к поселку Малая Пысса, где нам предстояло совершить символичный переход Большую Пыссу. Это она там за рекой.
Началась очень сильная гроза, но прошла она достаточно быстро.
Парома уже ожидала одна машина с архангельскими номерами. Водитель сказал, что паром делает один рейс утром и один вечером. Т.е. предстояло простоять полдня.
Опять четкое объявление для возможных последователей. Стоимость проезда 450 руб.
Расписание парома по маршруту Малая Пысса — Большая Пысса в 2013 году
Однако через полчаса после нас подъехал УАЗик-буханка с агитбригадой из Усогорска. Затем оттуда же приехал УАЗик ДПС. Водитель агитбригады сказал, что у них паром заказан на 16.30.
Действительно, в 16.30 приехал паром, погрузил все 5 машин. попытался тронуться — не тут-то было. Предложил мне, как стоящему посередине справа по борту, следующий аттракцион: я прижимаюсь вплотную к ГАИшникам, стоящим передо мной, ближе к берегу, затем резко стартую задним ходом в направлении агитбригады и резко торможу. Тем самым я должен качнуть паром, чтобы он смог оторваться от берега. На все про все — метра 2. Но попытки не принесли успеха. И мы не тронулись, и страйк я не выбил.
Пришлось высадить гаишников и архангельского мужика. Паром отошел, затем снова причалил, они вновь заехали. Паромщик сказал, что река очень мелкая в этом году. Гаишник спросил его, не садился ли тот еще в этом году. Паромщик ответил, что нет, уточнив, однако, что столько машин за раз в этом году еще и не возил.
Впереди, километров еще через 100, снова должен был быть паром. Решили за сегодня доехать дотуда.
Снова песок, песок, песок.
Будка дорожников.
Небольшие броды.
Редкие деревни.
Уточняем дорогу.
К вечеру добрались до Усть-Кымы, где должны были вновь переправиться на правый берег Мезени, вернее, мы встали напротив Усть-Кымы. Убедились, что есть пришвартованный паром. Если бы его не было, пришлось бы возвращаться назад километров 10 до поселка Койнас и переправляться там. Но тогда эти 10 километров по правому берегу могли стать очень серьезным испытанием.
Расположились прямо на берегу на песке. Машины стояли прямо на дороге, объехать их было практически невозможно, т.к. чуть в сторону от дороги песок был очень рыхлым, виднелись следы пробуксовок. Встали так намеренно, поскольку расписание парома было неизвестно, а теперь уехать втихаря без нас никто бы не смог.
Пытался вечером половить рыбу. И на донку, и на спиннинг, но безуспешно.
Ближе к ночи к нам переправился мужик на лодке, оказался паромщик. Он поехал колоть семгу с фарой. Поговорили про рыбалку, про то, что в деревне работы нет, народ пьет. Путешественники, вроде нас, катаются регулярно, а паром будет в 9 часов.
День 6.
Так и случилось. Как раз перед сворачиванием лагеря началась гроза, борьба стихий хорошо видна на фотографиях.
Опять привожу расписание парома Усть-Кыма в 2013 году, стоимость переправы 600 руб.
Расписание парома Усть-Кыма
Пейзажи практически не менялись.
Поскольку из-за грозы собирались мы очень спешно, гигиену, пришлось отложить.
Все по-прежнему.
Песок.
Брод.
Здесь у Мезени довольно высокие берега, поэтому впадающие речушки проделали достаточно глубокие овраги.
Ничем иным не могу объяснить название нескольких населенных пунктов.
Хотели немного порулить.
Здесь мы не туда свернули.
Но проехав по сказочному лесу,
вновь выехали на наши пески.
Под конец видимость была, как в танке.
После деревни Пылема дорога вышла прямо на берег Мезени.
Берега становились все выше.
Видимо, регулярно осыпаются. Деревья цепляются, как могут.
После села Смоленец (напротив райцентра Лешуконское, через Мезень) все вернулось на свои места: лес, песок.
Наверное, соскучившись по привычной дороге, на 100 метрах разместилось столько знаков, сколько и на 10-ти километрах не было.
Так и добрались до парома через речку Пезу.
Режим работы парома через Пезу — непрерывно с 6 утра до 12 ночи, стоимость переправы 50 руб.
Привал. Обед.
Хлопаем себя по карманам, не забыли ли пропуск.
Ну вот, вроде, и достигнута намеченная цель. Но ощущения «Все! Дошли!» почему-то нет.
Вот самая северная точка путешествия.
Заправка — уже за поселком Мезень. Здесь поговорили с одним водителем, где лучше переночевать, где рыбу половить. А половить очень хотелось. По сути дела, только один раз кидал спиннинг у Усть-Кымы, да и то какой-то час, да и то только потому, что лагерь был на самом берегу. А здесь и речка Пеза привлекательная, и время еще есть. Но, дождь… Встать лагерем под дождем значит просидеть весь в машине весь вечер. Ехать дальше — значит уехать от реки. Посоветовали еще половить на реке Кулой, но без лодки там никуда.
Сказали также, что если бы не только начавшийся прилив, можно было бы съездить на противоположный берег в Каменку. До Белого моря, конечно не доехали бы, но там все равно красиво. Но только в отлив. В прилив песок плывет, и машины просто засасывает.
В общем, довольствовались тем, что стали местной достопримечательностью.
Еще нас очень быстро вычислил пограничник и попросил предъявить пропуск. Но все было в порядке.
Решили ехать, пока дождь не кончится.
Мужественный паромщик через Пезу.
Вот тут была отворотка к деревне Усть-Пеза, где, говорят, очень приятно ловить рыбу. Но мы видели, как эта Мезенская туча минут через 15 будет уже здесь.
В Кимже сооружена понтонная переправа через Мезень. Стоимость 500 руб.
Некоторые элементы конструкции для меня остались загадкой.
Вот с одной стороны солнечный просвет.
И даже радуга.
Но если обернуться, небо вот такое…
Так мы и направились в сторону Пинеги. Встретившийся мужичок на TLC 105 сказал, что нам нет смысла ехать за поселок Пинегу 100 км до переправы, а есть дорога до Карпогор по правому берегу реки Пинеги, места красивые, рыбалка знатная, хотя сам он там не ездил. Проверим.
Сначала были бескрайние болота,
потом они сменились лесом. В лесу мы насчитали не менее 3-х сгоревших машин, среди них нестарый Land Rover.
Даже проступили какие-то каменные гряды, видимо, водораздел между реками Пинега и Мезень.
Вышли к реке Пинеге.
Тем временем стемнело, снова нас догнал дождь.
Спросили у водителя буханки о дороге на Карпогоры по этому берегу. Он сказал, что не местный, вроде как там, ездят, но сам он не бывал. На заправке спросили у пассажира копейки об этой дороге. Очень сильно пьяный пассажир сказал, что дороги там летом нет, только зимник. А вышедший не менее пьяный водитель уточнил, что сначала нас там будет ждать брод, где воды по грудь и она уносит трактора, а после брода подъем, в который трактора, не унесенные рекой не могут выйти. Сказали, что ближе чем за 100 километров переправы нет. В общем, мы так и планировали.
Делать было нечего. Заправившись, свернули в ближайший лес к реке, и без ужина улеглись спать. Шел дождь.
День 7.
Утром проехали эти 100 км к перправе до поселка Белогорский.
Здесь опять понтон. За 300 рублей (вроде) можно переехать. А можно за 100 (тоже не точно) рядом переплыть на пароме. Тут разнообразие.
Перехав, встали позавтракать, поскольку место ночлега у нас было неуютное, и мы проснувшись, сразу отправились в путь.
Жизнь бок-о-бок выглядит вот так. Береза и ёлка. В кроне плохо видно, но они там переплетаются.
Пока Валера занимался гигиеной, я наконец-то обеспечил нас неконсервированным ужином.
Здесь же мы встретили двух архангельских путешественников — Славу и Андрея, двигавшихся на Ниве в Берендееву чащу (республика Коми). А значит ближайшие сотни четыре километров нам по пути.
Это поселок Светлый. Отсюда до следующего поселка Сия в 2007 году проехать было крайне сложно. Готовились рубиться. Однако, с тех пор дорогу отсыпали, и никаких затруднений она не вызвала.
Дорога выглядит вот так. Колеи нет, разве что зубы сильно стучат.Едешь, как по шиферу.
Неопознанное транспортное средство.
А потом мы промахнулись мимо поворота и километров через 30 поняли, что едем не туда. Из-за этого потеряли наших архангельских попутчиков. Нам нужно было на восток, а дорога упорно шла к югу. Зато какая дорога!
На путь истинный нас наставлял водитель вот такой техники.
Кругом сплошные вырубки.
Но четко следуя инструкциям, мы вышли через деревню Сылога к поселку Янсный.
В Ясном очередная понтонная переправа через реку Пинега, стоимость 150 руб.
Добрались все-таки до Карпогор.
В поисках места для ночлега проехали километров 70 и встали на берегу Пинеги у деревни Касконемь.
Часа два бродил по берегу со спиннингом. Вроде и трава есть, и течение не быстрое, и к берегу можно подойти. Только рыбы нет.
День 8.
Пинега.
Достаточно быстро добрались до Сосновки. Хотели заправиться, но заправка здесь условная: на территории гаража большая бочка. Работает по будням с 9 до 17 часов. Было воскресенье, поэтому мы остались без топлива. Но в запасе еще были канистры.
Интересно, это дом на одну семью?
У парома связались по рации со вчерашними знакомыми архангельцами. Они уже были на противоположном берегу в Мамонихе, где ночевали. Договорились, что они потихоньку поедут вперед, а мы, переправившись, нагоним их.
Так отправляли весточки родным.
Погода наладилась.
Парома нужно было ждать всего минут 40. Уже традиционно привожу
расписание парома Сосновка — Мамониха в 2013 году, цена 300 руб. (вроде).
Уже привычные катера.
Переправившись в Мамониху, сразу поехали в сторону поселка Северный. Он вселял некоторое беспокойство, поскольку, во-первых, там был непредсказуемый паром без расписания, работающий по личной прямой договоренности с паромщиком, а во-вторых, все рассказывали о последующем участке Северный — Осяткино — Красная как о весьма сложном, с двумя приличными бродами.
Сначала дорога была очень просто отличная.
Мосты в исправном состоянии.
Затем начала сужаться.
Искривляться.
И становиться не такой ровной.
Хотя нам было совсем не на что жаловаться. При такой сухой погоде даже малейшего намека на сложность не могло возникнуть. Вот при затяжных дождях эти глиняные подъемы могли привнести определенные трудности.
Андрей со Славой, что на Ниве, сказали об увиденной тут медведице с медвежатами, но далеко, сфотографировать не успели.
Назначения будки понять не смог. Это точно не охотничья, поскольку стоит близко к поселку и прямо на дороге. Видимо, связана с лесозаготовкой.
Вот и поселок.
Хозяйство в запустении.
Это не знаю откуда и для чего.
Указатель Верхняя Тойма показывает на берег. Здесь и встали.
Встреченный местный мужичок на мотоцикле пообещал привезти паромщика. Но где-то очень сильно задержался, и Валера отправился в поселок на его поиски. Вернувшись поведал, что паромщик по совместительству работает дизелистом на местной электростанции, поэтому будет только после смены, то есть часов в шесть. Но будет точно, поскольку пойдет еще местная буханка, и они с ним уже договорились.
А также рассказал, что на вопрос есть ли медведи, ему ответили, что один выходит к беседке, которая рядом с указателем на фотографии выше. Но он ручной, т.к. постоянно видит людей и не боится их, а они уже не боятся его.
Общаемся, обмениваемся координатами.
В 18 часов, как и обещали, грузимся на паром.
Какое-то время идем колонной. Буханка нервничает, и пропускает нас вперед. Потом она снова нас обгонит, когда дадим крюк не по той дороге.
Такая будка называется курилка.
Никаких сложностей, которых мы ждали, не было.
Брод через реку Ябу.
Большие площади уничтожены пожаром.
Местами песчаная скоростная трасса.
Местами гать. Иногда сделаны объезды луж.
Но я как-то не сразу поверил, что объезд — неспроста. И во второй раз получил сюрприз в луже (первый после Солигалича).
Брод через реку Илеша.
Попрощались с нашими попутчиками.
И несмотря на поздний час, выехали в сторону Верхней Тоймы.
В какой-то момент приходилось непрерывно сигналить и моргать фарами, поскольку совы вылетали перед бампером каждые 20 метров, а в свете фар они дурели и летели перед машиной. Часто попадались и зайцы, вели себя также неразумно.
Чуть не доехав до Верхней Тоймы, нашли отворотку на спокойную полянку и спать.
День 9.
В Верхней Тойме паром через Северную Двину.
Государственный паром ходит по расписанию, но паузы между рейсами заполняют еще, как минимум, 4 частника. Цена 360 руб.
Расписание парома в Верхней Тойме.
Встречаются очень колоритные личности.
Идут дноуглубительные работы. Река, и правда, очень мелкая.
Какое-то время, километров 150, дорога идет на север вдоль Двины по левому берегу.
В Усть-Ваге выходим на родную М8. Правда северней Вологды я на ней не бывал.
В очень хорошем темпе двинулись на юг. К вечеру планировали быть у родителей в Явенге.
У деревни Ширега есть поворот в лес, который позволит сократить наш путь километров примерно на 100.
Собака? Волк?
Дорога представляет из себя сплошную гать. Очень напоминала на участок Северный — Красная.
Временами улучшаясь.
Временами ухудшаясь.
И в конце вот.
Еще в июне мост был целый. А сейчас полмоста провалилось, машина едва помещается. Один едет, второй смотрит, куда тот едет. Чтобы смотрящему было видно, фары пришлось потушить. Смотрящий светит фонарем под колеса и руководит движением. Но в этом случае водитель не видит из-за бьющего в глаза фонаря знаков смотрящего. Голосовые команды также вносили путаницу, потому что право-лево для водителя и смотрящего противоположны. Но с Божьей помощью перебрались.
Через час уже были в бане.
А ролик о песках и бродах Архангельской области тут.
День 10.
Десятый день стал днем отдыха и мелкого ремонта на базе родителей.
День 11 и 12.
Далее мы планировали вместе с отцом объехать с северного конца озеро Воже, остановившись там на денек для рыбалки, и затем выехать в сторону Белого озера и уже от туда двинуться домой. Причем с Воже есть две дороги: одна бетонка-грунтовка, вторая — с неизбежной рубкой и очень непонятными бродами у разрушенных мостов. Однако по оперативной информации даже на бетонке сожгли самый крупный мост, поэтому проехать там невозможно. С одной стороны, хотелось свершений, с другой, вспоминался Галичский тракт и позавчерашний разрушенный мост в ночи, приходило осознание, что есть и объективная невозможность.
Решили поехать не на северный, а на привычный южный конец этого озера, и сделать это на отцовском УАЗике. Так мы добрались до реки Пунема.
Отсюда нужно плыть километров 7 на лодке. Причем, в самом верхнем течении река совсем узкая.
Но потом, ближе к будке, нормальная река. Троллинг принес двух щук.
Кто-то из предпринимателей поставил там вот такую часовню. Ее блестящая железная крыша служит маяком при заходе из озера.
В озеро мы выходили в шторм. На фотографии запечатлено его начало, волны еще нет, но небо говорит само за себя. По большой волне, под дождем, ходили на противоположный берег — километров 8. Спиннинге, конечно, в таких условиях удачи не принес. Поставили несколько крюков, утром сняли только двух крупных окуней.
День 13.
Уже в Явенге младшая дочка впервые ходила со мной на рыбалку. Она поймала плотвицу, окуня и несколько ельцов. Я завербовал еще одного будущего участника экспедиций.
День 14.
Нефтемобиль двинулся в сторону дома и достиг одноименного поселка Нефтино.
Прибыли к разгару праздника — перенесенному на выходные Яблочному Спасу.
День 15.
Как говориться, усталые, но счастливые, они вернулись домой!
Треки поездки доступны для скачивания:
Трек в формате gpx
Трек в формате kml
.
Спасибо, очень интересно.😉
Рад, что понравилось.
Вопрос: хочу проехать по дороге Ширега — Озерный, т.к. буду ехать из Верхневажья до деревни Игнатовская, и через Сямжу и Харовск круг делать не хочется. Не знаете, в каком сейчас состоянии дорога?
Спасибо!
Мы этой дорогой ехали, но до Озерного не доезжали, а в районе Есинской свернули влево и ехали параллельной дорогой через Мишутинскую. Так лучше не ехать, потому что перед Есинской разрушен мост.
А сама дорога в 2013 дорога была нормальная для полноприводной машины, если год сухой (как сейчас), то и на легковой можно проехать. Но местами кусты подходят вплотную, можно ветками поцарапать бока.
Вот фотографии дороги:
http://www.neznam.ru/wp-content/gallery/arkhangelsk-2013/arkhangelskaya-2013__792.jpg
http://www.neznam.ru/wp-content/gallery/arkhangelsk-2013/arkhangelskaya-2013__793.jpg
http://www.neznam.ru/wp-content/gallery/arkhangelsk-2013/arkhangelskaya-2013__794.jpg
Спасибо за информацию. Я по картам дорогу на Есинскую и не заметила даже (. Боялась, что мост на ваших фотографиях — это мост через Ембу в районе Озерного. В районе Озерного по спутнику основная дорога ведет к броду, а подъезд к чему-то мостообразному не так накатан.
Сейчас дорога перед Есинской выглядит вполне проезжаемой.
Прокатилась по дороге из Есинской до Ширеги. Мост через р. Неньга в рабочем состоянии, положены бетонные плиты. Участок от перекрестка с дорогой со стороны Озерного будет похуже, есть участок, который не используется, нет следов этого года, чуть-чуть попилили, и вода в одном месте идет прямо до дороге. Ну, и ближе к Гремячему расколбашено лесовозами. Но проехали без лебедки.
Спасибо за инфу!
Удачи в путешествии!
Спасибо Вам за актуализацию информации!
Спасибо, мне тоже было интересно.