Южный и Средний Урал
Планам суждено сбываться.
В августе 2015 описываемый маршрут в основных чертах был преодолен.
Подробный отчет находится здесь
Тем не менее, план по-прежнему можно почитать.
План маршрута: Москва — Оренбург — Пермь — Москва.
Рассматриваю возможность экспедиции на Южный и Средний Урал. Замысел — проехать по хребту с юга на север примерно половину всей протяженности, оставив северные и полярные районы на другой раз. Маршрут примерно такой. Привожу в двух вариантах, потому что какие-то участки лучше прорисованы у Яндекса, а какие-то спутниковые снимки лучше у Google. Обе карты рабочие, можно увеличивать, двигать. А можно открыть в новом окне Google или Яндекс.
Хотя местоположение достопримечательностей удобнее рассматривать на на Яндексе вот здесь.
Рассмотрим подробно все составляющие маршрута.
Москва — Оренбург
Добраться от Москвы до Оренбурга можно несколькими путями. Во-первых, через Нижний Новгород — Казань — Бугульму — Оренбург. Во-вторых, Нижний Новгород — Ульяновск — Самара — Оренбург. В-третьих, Рязань — Пенза — Самара — Оренбург. Последний вариант предлагает только Яндекс. Google никак не хочет дать проехать от Рязани до Самары. Предлагает любые объезды, видимо, это личное. На форумах эту трассу ругают за разбитость и загруженность.
Значит делать будем так. По трассе М7 «Волга» двигаемся от Москвы через Владимир до Нижнего Новгорода и дальше. Сразу после въезда в Чувашскую Республику направо на Ядрин. Пересекаем Р231, двигаемся до А 151 и вливаемся в нее направо. Так до Ульяновска, переезжаем Волгу, на Р178 и через Димитровград на Самару. Дальше М5 до самого Оренбурга.
Можно доехать до моста через Урал и зачекиниться на границе Европы и Азии. Но первую половину экспедиция пройдет по европейской части.
Стелла есть и за мостом.
Потом по немаркированной дороге, идущей чуть севернее параллельно Р336, через Саракташ доезжаем до села Желтое. Здесь нам налево, на север. Можно, конечно, сгонять еще чуть на восток и на Кзыладырском карстовом поле полюбоваться на совсем уж остатки Уральских гор.
Но вообще, у Желтой нам налево. Путь от Москвы составляет около 1600 километров.
Оренбург — Магнитогорск
Итак, у Желтой повернули налево и петляем до Куруила. По дороге можно посетить сероводородный источник у села Кандауровка.
Бьющая из-под земли вода очень холодная и из-за высокого содержания сероводорода неприятная на вкус (напоминает вкус тухлых яиц). Тем не менее, эта вода ключа обладает целебным действием. В частности, помогает при сердечно-сосудистых и других заболеваниях.
Добрались до Куруила. Здесь все. Поворачиваем в горы. Следим по гибриду Яндекса, Генштабу (по клику карта увеличивается)
и ГосГисЦентру.
На северо-запад Куруил — Кайракла — Чеботарево, потом на северо-восток Утягулово — Юнаево — Идельбаково. Велосипедисты, как всегда, уже все проехали (правда, на их сайте картинки больше не открываются, вытащил из кеша Гугла). Дорога до Идельбаково отличная.
Строго на север Сагитово — Баишево — Ильмаля. Потом участок дороги просматривается слабо, но виден. Генштаб его знает весь, ГосГисЦентр местами отмечает пунктиром. Но все прилично.
Едем на север от Ильмали до Агурды, тут небольшой бродик через реку Касмарка, справа остается Биштиряк.
Отклоняемся на северо-восток и тут совсем скоро отличная дорога до Новоалександровки, а потом хайвей на Бердяш. От Бердяша до Зилаира километров 20 по Р361. От Оренбурга это примерно километров 270. В Зилаире есть две АЗС Башкирнефтепродукт.
Там снова в горы. Зилаир — Саратовский — Дмитриевка — Чунчи-Чупаново — Сатлыки — Юдылбаево — Новохвалынский — Ибрагимово — Мраково. Участок представляет из себя грейдер, протяженностью около 100 километров. Фотографий найти не удалось. На одном форуме человек собирался там ехать (не понятно на чем), его никто не отговаривал, фотографии он выложил, но их потерли. Еще дорожники рапортуют, что в 2007 году провели ремонт 1 км гравийного покрытия. Есть один брод, неглубокий, но широкий, через реку Большой Ик в районе Юдылбаево. В Мракове есть три АЗС, в. т.ч. из известных — Башкирнефтепродукт. Трассу хорошо видно на спутнике Яндекса, участок от Чунчи-Чупаново до Юлдыбаево на спутнике слабоват, но даже на двухкилометровке прекрасно виден. Смотрим на предыдущем листе и вот еще N40-33.
В Мракове поворачиваем на северо-восток. Мраково — Култ-Елга — Кузминовка — Кызлар-Бирган (Уркасс), затем на юго-восток до Кананикольского и на восток до Нигаматово. По рассказам на одном из форумов, дорога представляет из себя хреновый грейдер.
Думал, что если проблем с топливом не будет, можно в Мраково не заезжать, а сразу после брода в Юлдыбаево повернуть направо и через Щербаки — Побоище — Березовку выйти к Кананикольскому. Сокращаем примерно 50 километров. Но последние 12 километров вот такие.
Однако, есть более серьезное препятствие. Короткий путь лежит через Природный парк «Мурадымовское ущелье». На сайте парка прочитал, что
движение механических транспортных средств, не связанных с функционированием Природного парка, их стоянка вне специально отведенных мест ЗАПРЕЩЕНА.
Можно заехать туда, остановиться на денек. По отзывам оно того стоит.
За Нигаматово можно сразу повернуть налево на Тубинский, а можно сделать небольшой крюк прямо до озера Талкас.
Есть еще водопад Гадельша. Вообще, водопады достаточно редкое для Урала явление.
Но затем все равно на север и северо-восток (асфальтовый участок) на Тубинский — Темясово — Нижнее Тагирово — Билялово — Кирдасово — Аскарово. Это примерно километров 230 (от Мраково). Так-то перед Аскарово нужно уходить на север. Я думал, что от Аскарово придется ехать до Магнитогорска заправляться, но в самом Аскарове 6 заправок и по дороге от озера еще 3. В основном Башкирнефтепродукт, но есть и Башнефть. Нужно сказать, что в отличие от Севера проблем с топливом здесь вообще нет.
На этом будем считать участок Оренбург — Магнитогорск законченным. Всего вышло около 700 километров.
Магнитогорск — Златоуст — Кыштым
Итак, перед Аскаровым повернули налево на север. Рыскужино — Казмашево — Амангильдино — Утяганово — Ишкильдино. До сюда Яндекс видит очень хорошо. Дальше сам по себе Яндекс дорогу не отмечает, но на народной карте она есть. На спутнике просматривается уверенно. Сайткулово — Майгашта — Узянбаш — Уткалево — Рысакаево — Сосновка — Белорецк. Всего километров 100. На форуме велосипедистов нашел фотографию, вроде та дорога, — асфальт. Почему тогда Яндекс не в курсе?
За Белорецком выходим на Тирлянский тракт, как именует его народная карта. Движемся по нему за Тирлян через Верхнебельский до Махмутово. Здесь тракт широкий, асфальт. Дальше он уходит на сереро-запад, а мы на юго-восток пробиваемся к людям. Народная карта рисует ниточку Махмутово-Кулушево. У Гугла разрешение спутниковых снимков этого участка никуда не годное. У Яндекса видно, но не отчетливо, потому что снимали, наверное, поздней осенью, зелени нет, контраста нет, дорога, вроде, есть. ГосГисЦентр в курсе.
Нашел свидетельства очевидцев:
Дорога там оказалась очень живописной и несложной, хоть и не совсем чистой, особенно в начале.
Выбираемся к Кулушево поворачиваем налево на северо-восток, вроде, грейдер, и доезжаем до реки Урал, где и переправляемся в Азию у села Уразово.
Дальше едем по асфальту к городу Учалы (я там многократно бывал в командировке). Но чтобы не пилить много по асфальту, не доезжая Учалов, сразу за запруженным Уралом в селе Ительбаново сворачиваем налево и едем через Юлдашево — Калканово — Рысаево — Абзаково — Абсалямово — Вознесенка — Азнашево — Кажаево — Шарипово — Яльчигулово — Старобайрамгулово — Суйундук — Кучуково — Осьмушка — Ленинск. Это все убирается на двух листах двухкилометровой карты. У велосипедистов нашел общую характеристику «в основном укатанные гравийки«. Но про те ли дороги они говорят — не понятно.
Если после Кучукова сделать крюк на восток, за железную дорогу, то можно посетить Устиновский каньон.
В Ленинске поворачиваем на север, пересекаем трассу М5 «Урал», и через Сыростан подъезжаем к Златоусту. Тут мы снова заедем в Европу (ненадолго). Если прогуляться с километр до железной дороги, то можно снова зачекиниться.
Также рядом находится Александровская сопка.
Гора высотой 844 метра, получившая свое название в честь визита Александра II. Царь якобы нашел на ней крупный золотой самородок («Подкидыш»), специально закопанный там по случаю его визита. Через вершину горы проходит граница между Европой и Азией. С сопки открывается вид на Уральские горы
Проезжаем Златоуст и движемся в сторону поселка Магнитка. Сразу за городом находится центральная усадьба Национального парка «Таганай», откуда начинаются все туристические маршруты. Не думаю, что мы будем долго бродить пешком по этим тропам, но на Большую каменную реку стоило бы взглянуть.
До Черной скалы, откуда открываются такие виды, добраться не сложно, поэтому посетить ее мы просто обязаны.
В непосредственной близости от Златоуста можно посетить менее раскрученный хребет Уреньга.
Также в пределах километров 70, но в разных направлениях от Златоуста находятся Национальный парк с озером Зюраткуль и первая в России, но действующая до сих пор, гидроэлектростанция. И то и другое не по пути, но если будет желание, бешеной собаке семь верст не крюк.
После Златоуста двигаемся к Миассу. Как избежать асфальта, я не нашел. По дороге можно посетить озеро Тургояк.
Ужаснуться марсианским пейзажам Карабаша (здесь я тоже бывал).
Увидеть Хрустальное озеро Увильды.
Добраться до Кыштыма, посетить Сугомакскую пещеру.
Весь участок около 500 километров. Про топливо уже не пишу, потому что оно там ВЕЗДЕ.
После этого следует немного отдохнуть. Кыштым выбран точкой привала неслучайно. В течение полутора лет я находился здесь в командировках больше, чем дома. Следует навестить старых друзей и знакомых. Кроме того, достопримечательности по маршруту рассредоточены неравномерно, и уже были описаны многие из них. Следующий «куст» объектов находится дальше и поэтому вынесен в отдельную главу.
Кыштым — Уфалей — Полевской — Нижние Серги
Первый участок Кыштым — Нижний Уфалей.
…старая демидовская дорога Кыштым – Уфалей, проходимая и сейчас на любом транспорте, поскольку за ней почему-то ухаживают. Дорога интересная, потому, что в своей середине пересекает Кизильский залив огромного Долгобродского водохранилища на реке Уфе.
Далее Нижний Уфалей — Верхний Уфалей и даже дальше, до Черемшанки, — асфальт. Рядом можно осмотреть Черемшанские карьеры.
Также рядом можно посетить скальный массив Аракульский Шихан.
И озеро Иткуль с его Шайтан-камнем.
Потом 16 км технологической дороги Черемшанка — Кладовка. Если вдруг по технологической проезда нет (что маловероятно, поскольку карьеры закрыты), можно объехать через Коркодин. И там, и там — грейдер. Далее от Кладовки до Полевского — «…нормальная грунтовка…«.
Непосредственно в Полевском, ул. Вершинина, 7, расположен Музейный комплекс Северская домна. Время работы: пн-пт 08.00-17.00.
Совсем рядом с Полевским, чуть дальше по маршруту экспедиции стоит Азов-гора и скала Белый камень.
С ней связано множество преданий о кладах, спрятанных разбойниками, о загадочном призраке девушки в белом (девка Азовка), об огнях-свечках по ночам и т.д. Кроме того, об Азов-горе и окружающих ее местах писал в своих сказах писатель Павел Бажов.
Далее из Полевского на юго запад на Большую Лавровку.
Через 15 км кончился асфальт, и началась лесовозная дорога, то более хорошего, то более плохого качества.
Дальше строго на север до Мариинска. Про качество дороги велосипедисты больше не упоминают, но и про какие-либо сложности в путешествии не говорят. Спутник эти дороги видит, народная карта тоненькие ниточки рисует, двухкилометровка ГосГисЦентра обозначает пунктиром.
Густой лес горного массива усложняет ориентирование, чем очень увлекает любителей бездорожья. Так как местность таежная, на пути внедорожника часто встречаются болотца и небольшие броды.
Далее, за Мариинском разворачиваемся почти на 180 градусов и движемся на юг. Здесь находится родоновый Источник Платониды. Инокиня Платонида жила здесь в отшельничестве в XVIII веке и была похоронена у своего скита около 1785 года. Источник обладает целебными свойствами.
Тут же рядом находится гора Шунут и скала Старик-камень, также привлекающие туристов.
После этого великолепия поворачиваем на запад и такими же дорогами движемся до поселка Ревдель, где поворачиваем на северо-запад и по грейдеру доезжаем до города Нижние Серги. Здесь очередной этап экспедиции заканчивается. Составляет он километров 250. Про топливо по-прежнему молчу.
Рядом с Нижними Сергами расположен Природный парк «Оленьи ручьи».
Кроме этого, далековато, конечно, но если доехать километров 70 до Ревды, то там можно проехаться по заброшенному Дидинскому тоннелю.
А если проехать все 120, до Екатеринбурга и слегка на юг, то можно спуститься на дно заброшенного талькового карьера Старая Линза.
Хотя к нему ближе будет рвануть от Полевского, всего километров 50.
Нижние Серги — Бисерть — Усть-Кишерть — Кунгур — Пермь
Из Нижних Серег выходим на северо-запад. Фотографий и обсуждений этой дороги нет, но традиционно спутник видит, а ГосГисЦентр и народная карта рисуют хороший грейдер. Топографы, правда, в районе горы Накоряковская рисуют дорогу чуть потоньше, но потом снова грейдер. Дорога поворачивает на север, и мы по ней попадаем в Бисерть.
Продолжаем двигаться на север. Там целый клубок дорог, обозначенных как лесовозные, но обозначенных широкими. Сверху кажутся нормальными. «Лесная дорога Бисерть — Сабик» упоминается даже в Постановлении Правительсктва Свердловской области. Мне по картам показалось, что лучше ехать от Бисерти на северо-восток, но в одном велосипедном (опять!) форуме упоминается, что ездят в сторону Старобухарово и Первомайского, а оттуда на Сабик. Есть разъезженные участки, но в целом, дорога нормальная. Лучше будет спросить местных жителей в Бисерти.
Дальше от Сабика через Саргу — Шалю — Вогулку до Шамар на северо-запад очень приличная дорога, местами даже асфальт.
После Шамар Яндекс дороги до Молебки не знает, а после Молебки до Осинцева — фрагментарно. Но она есть. Вот как описывает ее путешественник на Volkswagen Touareg.
Колеса на моем туре спортивные Michelin Lattitude Sport (почти слики).
Итак, я подъехал к деревне Осинцево — тут дорога раздваивается… в одну сторону грунтовка в Молебку, в другую асфальт в Кордон. Спросил у местных — они сказали, что легковые машины (таким они посчитали мой тур) ездят через Суксун по основной трассе Р242, а грузовики типа Урала ездят через Молебку. Не долго думая, я свернул на грунтовку до Молебки. 20км вполне нормального хорошо укатанного грунта. Скорость 80-90км/ч. Ям и выбоин нет. Доехав до Молебки я увидел уже знакомую картину — началась деревня и закончилась дорога. Молебка представляет собой небольшую деревню расположенную на двух холмах между которыми течет река с перекинутым деревянным (на половину гнилым) мостом. Одна единственная дорога по Молебке представляет собой нечто похожее на то, что я видел утром на Offroad experience, только грязи больше и крутизна спусков и подъемов больше. Переехав на противоположный холм я увидел, что деревенское подобие дороги закончилось и кругом только поле и лес. Благодаря местным жителям мне указали направление по полю в котором нужно ехать, а далее по лесу. Но они предупредили, что легковые машины там вообще не проедут, а УАЗики только в хорошую погоду. Очень порадовала фраза про иностранные джипы типа рав4 (других они не знают), что они застревают еще в поле, не доезжая до леса. До кучи еще ночью был дождь и дорога стала не проходимой… Также подтвердили, что сейчас там можно проехать только на Урале или тракторе. Плохой участок по лесу — 7км. Предварительно договорившись с трактористом (на случай если я вернусь к нему за помощью) я все-таки решил рискнуть…
Дорога по полю действительно была, но она была заросшая высокой травой и присутствовали огромные колеи от Уралов, неспеша добрался до леса… В лесу было всякое… колея, броды, глиняная каша, подъемы, спуски, поваленные деревья… Развернуться было практически невозможно из-за сумасшедшей колейности. Поэтому было принято решение двигаться только вперед.
Весь участок в 7 км я проехал нормально без каких-либо проблем. Понижайка делает свое дело, даже на бензиновой версии автомобиля. Блокировку межосевого дифа не включал, т.е. только понижайка и offroad level у подвески, в случае большой колеи — extra level.
Выехал из леса у деревни Ниж.Баская. На самом деле это пара домов на холме. Лесовая дорога перешла в грунтовку с качеством на 4. Грунтовка уходит в другом направлении и ее нет ни одном из атласов… Покатался по деревне… Решил ехать несмотря ни на что по грунтовке. Буквально через 1,5 км грунтовка стала хорошего качества и можно было ехать 80-90 км/ч. Как оказалось грунтовка вывела прямо в Шамары.
Так что, думаю, проедем. Далее от Осинцева через Спасо-Барду и Усть-Кишеть отличная дорога выводит нас на трассу Р242. Тут стоит заехать в Кунгур посмотреть Кунгурскую ледяную пещеру.
А чуть подальше можно посетить Бабиногорскую пещеру.
Потом прямиком до Перми. От Нижних Серег до Перми около 370 километров. АЗС везде, и Лукойл, и Газпромнефть.
Ну, и в Перми можно запечатлеть себя на таком фоне.
Или у памятника Трусу, Балбесу и Бывалому
Или у Эйфелевой башни
Или засунуть голову для фото.
Наверняка, в Перми много и других достопримечательностей. Напомню, что карта всех достопримечательностей по маршруту экспедиции лежит вот здесь.
Пермь — Москва
Из Перми до Москвы можно добраться или через Казань и Нижний, но мы там уже были, или через Киров. Думаю это предпочтительнее, не повторяться, да и дорога должна быть посвободнее.
По этой дороге от Перми до Москвы около 1500 километров. Таким образом весь маршрут экспедиции составит около 4900 километров. За пару недель — как раз.
—————————————————————————————————————-
При подготовке маршрута экспедиции использовались материалы ресурсов:
Наш Урал
Ураловед
reports.dustyroads.ru
Национальный парк Мирадымское ущелье
«НА КОЛЁСАХ» ВЕЛОСИПЕДИСТЫ МАГНИТОГОРСКА
drive2.ru
Екатеринбург Он-Лайн
Российская комиссия велосипедного туризма
Корпоративные приключения
Drive-Ekb.ru
Форум Touareg Club
Хуан, несмотря на юный возраст, опытныq путешественник. За плечами путешествия в Марокко, Европе, пересечение Южной Америки…, но Урал не идет ни в какое сравнение с вышеперечисленными экспедициями.
Посмотри видео о нашем путешествии https://youtu.be/gMENtM0687E