Кольский полуостров 2011
Отчет об экспедиции на Кольский полуостров в Хибины
Вкратце о поездке рассказано в ролике. Подробный рассказ дальше.
Дорога
Ехать решили на двух машинах, УАЗ Патриот и Nissan NP300. 06.08.11 с утра пораньше стартанули и к вечеру достигли Пяльмы, что в Карелии.
Куков родник.
Граница Вологодской области и республики Карелия.
Добравшись до места, связались с местным жителем Женей, который уточнил место стоянки и обещал обеспечить рыбой. Ночная рыбалка и вправду состоялась, но не у всех и не по плану. Штурман NP300 Серега ушел с Женей и, исходив по реке километров 7, ночью, в темноте, пешком по острейшим камням, вернулся с мешком рыбы, а вот пилот NP300, который должен был их встретить, спал как младенец. Пришлось Валере на УАЗе отвозить Женю домой. Зато была уха, была жареная щука, так что день провели вкусно, хотя и было дождливо. Сами пытались днем что-нибудь поймать, но как часто это бывает — ничего. Совсем. Вода была совсем низкая, да, видимо, и ловить не умеем.
Уже получается 08.08.11 рванули дальше. Конкретной цели не было, хотя хотелось доехать до Апатит, чтобы уж быть у «подножия».
К Апатитам приехали ночью. Водитель рейсового автобуса толком курса нам не дал.
Зная, что часть пути лежит через обогатительную фабрику, не удивились, когда навигаторы упорно выводили нас в промзону. Уткнувшись в проходную фабрики, узнали, что здесь не пустят нас ни в какую. Раньше пускали, но после какого-то проишествия пускают только местных, у кого там дачи, по специальному пропуску, который делается один раз на сезон. Решили, что поедем в обратную сторону, не по часовой стрелке, а против, т.к. кто-то в Интернете говорил, что когда едут с обратной стороны они пускают, поскольку без топлива обратный круг не сделать.
Уперевшись очередной раз в ж/д переезд у бабушки в будке удалось кое что разведать. Во-первых, здесь, в Апатитах, выезда нет, но нарисовала где есть, в Кировске. Во-вторых, сказала, что воды в этом году мало, поэтому точно проедем.
Двинулись по бабулькиной схеме. Пару раз проскочили повороты, уперлисьв Кировский рудник. Темень, хоть глаз коли. Поняли, что нужно вставать на ночевку. По карте рядом озеро Малый Вудъявр, вот вроде и отворотка на него. Свернули. NP300 едет первым, мы отстали, чтобы в случае чего не мешать ему развернуться. А это казалось опасным маневром, поскольку по обоим краям дороги обрывы, а внизу только макушки деревьев. Утром оказалось, что обрывы — обыкновенная насыпь, а макушки деревьев — карликовые березки. В темноте и не то померещится. В общем, поставили быстренько лагерь и спать.
Утром решили никуда не ехать, а хорошенько осмотреться. Посмотреть было что.
Хибины
Это наш лагерь.
Места красивые. Вокруг горы с остатками снега и цепляющимися облаками.
С гор в озеро сбегают ручьи.
Деревья там вот такие.
А вода вот такая. Но рыбы, сказали, нет.
Все вокруг изрыто геологами.
Такими скважинами усеяно все вокруг.
А это тот самый ночной «обрыв».
Все зависит от точки зрения))).
Следующим утром, получается уже 10.08.11 выехали в направлении озера Гольцовое. Дорога — обычная щебневая грунтовка , разве что фракция щебня чуть больше привычного.
Таких как мы, там проходной двор.
Изредка дорога пересекает ручей.
Места красивые. Некоторые особо отмечены.
Кто-то занимается скалолазаньем.
Рядом объект, называется КСС. Вроде, Контрольная станция спасателей. То что спасателей, это точно, у жены там родственник работает. Все, кто знает об этом месте, привозят с собой таблички. Мы не знали…
Люди добираются сюда с Магадана и Благовещенска.
Понравилась вот такая.
Ну, от сюда до Гольцового рукой подать. Только 7 бродов переехать — и мы на месте. Но вот фотографий бродов никто не сделал, они есть только на видео.
А на Гольцовом хорошо. Опять простояли весь следующий день.
Проезжавший мимо на мотоцикле местный парень сказал, что если хотим половить рыбу, надо ехать еще дальше, до озера Травяного, что мы и решили сделать.
Озеро оказалось очень мелким, глубина около метра, по крайней мере, у берега, дно в топляках. Все это делало ловлю очень некомфортной, к тому же шел мелкий противный дождик.
Мы поверну к лагерю. По дороге заехали посмотреть на брод через реку Куна, который нужно было переехать, чтобы продолжить движение вокруг Хибин по намеченному маршруту.
Течение было очень сильным, глубина не очень большая, но ни на одной машине у нас не было шноркеля. В общем, проехать было можно, но предстояло решить вопрос: «А нужно ли?»
В лагере решили, что «закольцовыванию» маршрута мешают невозможность проехать через АНОФ-2 (апатитонефилиновая обогатительная фабрика) и нежелание потом повторять круг в обратную сторону. Решили — не едем, а возвращаемся в Кировск той же дорогой.
509-я стройка МВД
12.08.11. В Кировске было решено поехать на восток до поселка Октябрьский, откуда начинается известная среди любителей офф-роуда дорога «509-я стройка МВД». Ехали наобум.
Выехав за поселок Октябрьский еще раз задумались: «А куда мы едем?» Хотелось уже половить рыбы. Что впереди неизвестно. В километре к югу от нас параллельно дороге течет река Хариусная. Понятно, что близость и транспортная доступность цивилизации не могли не сказаться на количестве рыбы в реке, но ведь и названия такие зря не раздают. А тут как раз проскочили отворотку на юг. В общем, обсудили еще разок и развернулись. Видим, что нам на встречу едет Nissan Patrol, явно местный, т.к. машина уже видавшая виды… Остановили их и спросили:
– Где тут у вас рыбу ловят?
– За нормальной рыбой нужно ехать далеко, здесь все выловили.
– А куда ехать?
– Денег дадите — провезу.
– Дадим.
– Поехали.
Снова развернулись и поехали за красным Патрулем, как за белым кроликом.
Дорога в основном была вот такая.
Водитель и пассажирка машины особого доверия не вызывали, т.к. на вид люди сильно пьющие, но с ними был ребенок лет четырех, что отводило дурные мысли.
Проехав вперед пару километров, дорога разделяется на два рукава, один прямо, второй лезет на холм, причем видно, что метров через 100 они снова сходятся. Наши проводники заезжают в гору. Мы за ними. На горке останавливаются.
– Зачем мы заехали сюда?
– Пьяная горка, если не выпить, дальше пути не будет. Выпьете?
– Нет.
– Как хотите. Ваше здоровье!
Тут оказалось, что в машине был и еще один пассажир – хозяин машины, спящий пьяным на заднем сиденье. Но на запах водки и он вылез из машины, тоже выпил.
Двинулись дальше. Километров через 5-7, а это примерно полчаса по такой дороге:
– Стой!
– Что случилось?
– Река Кица.
– И что?
– Здесь тоже выпить надо, иначе пути не будет. Будете?
– Нет.
– Ваше здоровье!
Вон тот красный патруль — наш проводник.
Еще километров 5-7. Еще полчаса.
– У креста тоже выпить надо.
– Пейте…
У креста свернули налево, на север. Это дорога выходящая к Умбозеру в районе поселка Пунча, откуда начинается «1000» ручьев». Километров через 7 еще поворот, по едва заметной тропке прямо в тайгу и последняя миля.
– А звери то тут есть?
– А вам кто нужен? Прямо подальше проехать, там олень есть.
– Нет, нам наоборот зверей не надо. Медведи есть?
– Вообще есть, но сейчас они на болота ушли, на ягодах пасутся. Здесь нет.
Весь следующий день простояли на месте.
Ловили щуку. Озеро больше похоже на болото. Меторов 300 х 50. Только щука. Некрупная, но есть. Чем питается, непонятно. Видимо, ест сама себя. Погода начала меняться на солнечную, и в чистой воде было прекрасно видно, как она видит приманку, поворачивает голову или даже начинает преследовать, но отступает. Тем не менее, штук 10 поймали, правда некрупные, до килограмма, разве что одна покрупнее. Рядом еще две лужи и озеро побольше, все соединяются между собой. Даже в мелких лужах щуку видно видно, такую же робкую.
Карелия
14.08.11 с утра выехали в обратный путь, но домой не спешили. Заехали на реку Кереть.
Было что поправить в технике.
Рыбалка удачи не принесла, и на следующий день утром двинулись дальше. Дошли до реки Верхняя Куземка.
Разбили Лагерь.
Место нельзя сказать, чтобы уединенное, но и проезжим не назовешь. И тут подъезжает Land Rover Discavery желтого цвета с надписью Camel Trophy. Вот прямо такой «аутентичный», как любой человек его себе и представляет. Из него выходят два человека, мужчина и женщина, с картой в руках. И прямо на языке заблудившегося оккупанта спрашивают дорогу. Оказалось, два чеха, муж с женой, путешествуют вдвоем на одной машине по заброшенным российским просторам. Прошли дорогу Октябрьский — Умба (та еще дорожка). Сейчас едут в Кижи. Общались мы на смеси русского, английского и немецкого. Они угостили нас пивом, от водки отказались)))
На следующий день, 16.08.11, оставив экипаж NP300 пытать рыбацкое счастье, поехали в сторону дома, по дороге заскочив в Кемь взглянуть на белое море.
Вечером уже были в Явенге, у родителей, на чем путешествие и закончилось.
Треки поездки доступны для скачивания:
Трек в формате gpx
Трек в формате kml
Для самых терпеливых еще ролик
.